02-08-2021 Рубрика Тувинского научного центра «Шаги в науку»

Представляем исследовательскую работу ученицы 10 класса МАОО лицея «Олчей» г. Ак-Довурака Содунам Айданы Андреевны по теме «Семейная реликвия», выполненную в рамках республиканского конкурса «Нить времен и поколений», посвященного 100-летию образования ТНР. Научный руководитель: Содунам Анжида Калин-ооловна.

Цель работы: узнать историю вещи, которая является семейной реликвией, проследить ее жизнь на протяжении многих десятков лет.

Объект исследования: швейная машинка прабабушки, история семьи, связанная с этой швейной машинкой.

Задачи: проведение опроса в школе, встреча и беседа со старшими представителями рода, изучение архивных документов, семейных фотографий, изучение истории семьи.

Гипотеза: Вещи могут иметь свою занимательную и поучительную историю, связанную с историей страны, города, семьи. История страны складывается в том числе и из истории отдельной семьи.

Методы исследования: поисково-исследовательский и опрос.

Ценная вещь нашей семьи – это старая швейная машина и ценность её в том, что она принадлежала моей прабабушке, помогла вырастить ее многочисленных детей, когда глава семьи, мой прадедушка Монгуш Омчула, родной брат гун-нояна Монгуша Буян-Бадыргы, был задержан и репрессирован как «враг народа» и в годы Великой Отечественной войны. Когда я смотрю, прикасаюсь к этой машинке, испытываю какой – то трепет, волнение и думаю: в ней целая жизнь, это судьбы нескольких поколений и очень важно, чтобы о них помнили, передавали потомкам, что и делает наша семья.

Сколько предметов, вещей, окружающих нас и ставших нам привычными, имеют свою занимательную и поучительную историю. Узнать ее, проследить жизнь вещей на протяжении многих десятков и даже сотен лет, а также увидеть их можно в историко-краеведческих музеях. Но редкая фотография, хранящаяся в семейном альбоме, драгоценная реликвия, перешедшая по наследству, или даже самые обычные вещи — старая табакерка, фотографическая рамка или шкатулка могут открыть историю страны, города, семьи.

Храним ли вещи, ордена, медали, портреты, письма и дневники?

В школе провели опрос, в котором приняли участие учителя и ученики, всего 51 человек. Посмотрим результаты опроса. У большинства опрошенных дома есть семейные фотографии (45), но есть и документы (20), старые вещи (16). Наиболее популярным способом хранения фотографий является помещение их в фотоальбомы (51), в рамки (8), в коробки (6). 14 семей хранят семейные фотографии на электронных носителях. Самые старые семейные фотографии опрошенных датируют 1980–2000-чи годами; 26%– 50–80 годами. Фотографии начала прошлого века, а также сделанные до 1925 года, есть в семейных архивах у троих. Датируют самые старые фото, хранящиеся у них, недавним временем 21% опрошенных.
Большинство опрошенных (25) знают только имена бабушек и дедушек, 20 человек знают до 3 колена, 6 человек из опрошенных не знают своих предков и лишь четверо знают да 7 колена. При этом большинство опрошенных знают, но не всех, кто изображен на самых старых семейных фотографиях, это 77% опрошенных, примерно четверти опрошенных знакомо большинство из них и лишь 2% не знают тех, кто изображен на фотографиях. Чаще всего опрошенные знают о тех, кто запечатлен на хранящихся в семье старых фотографиях, поскольку знакомы с ними лично (17) или слышали рассказы старших родственников (25); существенно реже в качестве источника информации упоминались подписи в альбомах или на самих фотографиях (9). Судя по ответам, люди смотрят семейные фотографии прежде всего, когда к ним приходят гости (21), в кругу родных и близких (19). Многих к просмотру семейных фотографий побуждают ностальгия, воспоминания о прошлом (25), некоторых – плохое настроение (2).

В нашей семье тоже немало различных архивных документов, фотографий. Но есть одна вещь, которая является очень ценной, не потому, что она стоит больших денег. А потому, что с ней была связана история жизни моей прабабушки и ее семьи. Это старая швейная машинка. По воспоминаниям бабушки Хажытмаа Будуповны, моя прабабушка Монгуш Орзанмаа Монгеевна выкупила эту швейную машинку в 1927 году у китайского купца, отдав за нее то ли чай, то ли вола. Прабабушкина машинка все еще в рабочем состоянии.

Подарок прабабушки

Моего прапрадедушку звали Монгуш Омчула, прапрабабушку Монгуш Куске. Было у них шестеро детей: Чамбал-оол, Сурун, Сайын, Буян-Бадыргы, Содунам, Будуп. Младший из детей и есть мой прадедушка, его полное имя Монгуш Будуп Омчулаевич. Прадедушка родился в 1897 году. По словам бабушки, прадедушка был человеком вспыльчивым, но отходчивым. Женили его рано, на Ооржак Орзанмаа Монгеевне, на младшей (шестой) дочери Ооржак Монге и Мыкылай.

У прабабушки и прадедушки было шестеро детей: пять дочерей и один сын: Бурунмаа, Юрзетмаа, Анзыт-Доржу, Хажытмаа, Деспилдей, Анчымаа, Сесимаа.

По словам бабушки Хажытмаа Будуповны, в июне 1944 года, когда они были в тайге, на чайлаге (летней стоянке), к ним приехал какой-то человек на вороном коне в кожаном пальто. Это оказался участковый милиционер Халырбаа. Ничего не объяснив, показал какую-то бумагу прадедушке. Прадедушка вернул бумагу, так как был безграмотным. Милиционер сам прочитал то, что было написано на бумаге. Как помнит бабушка, все почему-то опечалились, стали суетиться, зарезали барана. Предложили милиционеру подождать, пока закипит хан (кровяной продукт), но тот отказался. В спешке собрали продукты, мясо, и прадедушка с милиционером уехали. Женщины долго махали руками, видимо, взрослые понимали, что прадедушка нескоро вернется. Ведь до прадеда вот так увели Хомушку Хунай-оола. После деда забрали и Саая Кок. Из них троих живым вернулся только Хомушку Хунай-оол. Прабабушка очень хотела встретиться с ним, но он умер через два-три дня после возвращения. Видимо, отпустили его потому, что был он тяжело болен.

Прадедушка так и не вернулся, не удалось выяснить даже то, когда он умер и где похоронен. Семья обращалась в архив, но оттуда получили ответ, что на имя Монгуш Будуп Омчулаевича в архиве нет никаких документов. Так в семье до сих пор не знают, почему прадедушку задержали, ведь он был безграмотным аратом, политикой он не занимался. Но есть предположение, что это связано с гун-ноян (солнечным дворянином) Монгуш Буян-Бадыргы, основоположником тувинской государственности. Всем известно, что Монгуш Буян-Бадыргы был приемным сыном нояна Даа кожууна (района) Хайдып Угер-даа. Но его родной отец Монгуш Омчула, то есть гун ноян Буян-Бадыргы – родной брат моего прапрадедушки Будуп. Прабабушка не любила говорить детям об отце. Родные только предполагали, почему задержали прадедушку. Видимо потому, что был родным братом Монгуш Буян-Бадыргы, который был арестован в 1929 году как враг народа и расстрелян в 1932 году.

Старшей из детей, Бурунмаа, было 13 лет, когда задержали прадедушку, а младшей Сесимаа не было и года. Когда стало известно, что его взяли как «контра», семью исключили из совхоза. А осенью этого года приехали какие-то люди и отобрали скот, конфисковали телегу. Несмотря на приближающуюся зиму, увезли даже верхнее укрытие юрты. Прабабушке предложили оставить или сепаратор или швейную машину. «На что мне сепаратор без скота, — ответила прабабушка. – У меня много детей, лучше оставлю швейную машинку». Эту швейную машинку прабабушка еще в 1935 году обменяла у проезжих китайцев то ли на чай, то ли на вола (бабушка точно не помнит).

Трудно сказать, как прожила бы семья прадедушки без мужчины в семье, если бы не оказывали им помощь братья и сестры прабабушки и прадедушки. Но помогали тайно, в открытую никто не решался. Выручала и швейная машинка. Прабабушка очень хорошо шила, и к ней обращались соседи сшить кому безрукавку (чеңичок), кому пальто (тыва тон), кому шапку (тыва бөрт). За работу бабушке приносили кто чай, кто соль, кто тыва далган (муку). А в годы Великой Отечественной войны прабабушка не осталась в стороне, на этой швейной машинке шила кисеты, рукавички, безрукавки для бойцов. Так что и моя семья внесла свой вклад в великую победу.

Машинка досталась по наследству самой многодетной дочери Хажытмаа, моей бабушке. Бабушке трудно было одевать десять детей, приходилось младшим шить самой. В 80-десятые годы бабушка купила новую швейную машинку, а старую прабабушкину вынесла в кладовую, где она пролежала до 1996 года. Летом 1996 года дядя Алик случайно зашел в кладовую, увидел швейную машинку, убедившись, что в рабочем состоянии, очистил от птичьего помета, грязи, коррозии. С этого момента машина начала свою вторую жизнь. Она оказалась незаменимой, потому что теплые куртки из шкуры легко пропускали через нее. Именно теплые куртки, пальто, безрукавки шьют на этой машинке. От бабушки машинка перешла к дяде Алику, он из детей бабушки хорошо шьет. Швейная машинка прабабушки все еще в рабочем состоянии. Хотя у дяди есть и электрическая машинка, пользуется и старой прабабушкиной машинкой.

После добровольного вступления Тувы в состав Советского союза при вручении свидетельств о рождении прабабушка из-за опасения преследований записала дочь Бурунмаа на имя своего брата Кочаа, а Анчимаа на имя другого брата Каваа. И боялась не напрасно, потому что вторая по возрасту ее дочерей Юрзетмаа в 1952 году поступила в Кызылский сельскохозяйственный техникум, но ее оттуда исключили как дочь врага народа. Об этом случае вышел даже материал Донгак Дыртыка в альманахе «Улуг-Хем» под заглавием «Комсомольское собрание с плачем». Героиня статьи и есть Юрзетмаа Будуповна. А бабушку Хажытмаа Будуповну при вступлении в комсомол спрашивали, будет ли она переписываться с отцом, с врагом народа. Но семья не получила даже весточки от отца.

В 1964 году, когда прабабушка жила у младшей дочери в селе Эрги-Барлык, ее вызвали в районный центр Кызыл-Мажалык. По воспоминаниям Деспилдей Будуповны, вернулась прабабушка вечером очень радостная и сообщила о реабилитации прадедушки. Казалось, она даже помолодела. До этого, по воспоминаниям бабушек, прабабушка не рассказывала детям об их отце и сама никуда не обращалась, не узнавала о судьбе мужа. Лишь иногда мечтала, говорила, вот бы сейчас он вернулся, какой он, изменился ли.

В 1992 году оставшиеся дети прадедушки получили компенсацию за конфискованное имущество. В 1999 году Доспилдей Будуповна в газете «Эфир» написала воспоминания об отце.
Почему так важно хранить семейную память? Мы должны знать свою родословную, прошлое своей семьи. А.С. Пушкин мог проследить свою родословную на 600 лет назад, М.А.Шолохов знал свою родословную до 15 века. Наши предки бережно хранили, донесли до нас великие имена и творения, и мы должны быть благодарны им за это и, сохранив всё, передать следующим поколениям. Память противостоит уничтожающей силе времени.