07-06-2021 Рубрика «Шаги в науку»

Продолжаем рубрику «Шаги в науку», в которой знакомим Вас с одаренными, увлеченными наукой школьниками и студентами. На сегодня представляем к вашему вниманию итоги исследовательской работы ученицы 7 класса МБОУ СОШ №2 г. Ак-Довурак Хомушку Айыраа на тему «Сакрализация костей домашних животных в нашей семье» в номинации «Семейные реликвии и традиции» конкурса «Нить времен и поколений». Научный руководитель: учитель родного языка и литературы Монгуш Сайлык Николаевна.

Актуальность работы. В пословицах и поговорках тувинцы выражают свое отношение к ценностям человека. Не зря говорится «Ада сөзүн ажырып болбас, ие сөзүн ижип болбас». Это значит, что воспитание человека, отношение человека ко всему окружающему начинается с семьи. Человек как представитель нации формируется, прежде всего, в семье.

Тувинцы – народ с самобытной культурой и мировоззрением. Самой важной особенностью традиционной культуры тувинцев является ее обращенность на связь человека и природы. По пониманию тувинцев, окружающая нас живая и неживая природа и человек – одно целое. Исходя из этих соображений, религии тувинец соблюдал своего рода этикетные нормы и другие неписаные правила. Они свято верили, что, причинив ущерб живой и неживой природе, они, прежде всего, причиняют ущерб себе. В обычной бытовой жизни тувинцев можно найти много сакральных объектов, начиная с очага, кончая костей животных. В отношении к сакральным объектам у тувинцев имеется множество табу.

Табу для современного человека иногда кажется бессмысленным, но все-таки некоторые запреты регулировали и продолжают регулировать поведение человека. Кочевой образ жизни тувинцев связан со скотоводством. Поэтому у них много табу, связанных со скотом и с продуктами скотоводства. Например, всем известно, что после захода солнца нельзя вынести молоко из юрты, нельзя ударить лошадь по голове. Эти запреты всем известны. А в нашей семье, как в семье, где ведется хозяйство, связанное с животноводством, к костям домашних животных относятся как к сакральным предметам. Что и как табуируется, наверное, интересно и поучительно. К тому же о сакральных костях мало материалов, сакральные кости животных не были объектом исследования.

Цель: выяснить причину сакрализации некоторых костей. Нами поставлены следующие задачи:
1. определить объект и предмет исследования;
2. собрать материалы о традициях в нашей семье;
3. консультироваться;
4. анализировать и обобщать собранный материал;
5. оформить текст работы;
Объект исследования: образ жизни нашего рода – скотоводов.
Предметом исследования является отношение членов семьи к сакральным костям.

I. Основная часть.
1.1. Скотоводство — основное занятие нашего рода

Иногда кочевых народов называют философами природы, потому что они хорошо знают природу, организуют свою жизнь в соответствии с законами природы [Иргит, 2006:122]

Мои предки тоже были кочевниками, занимались скотоводством, нынешние родственники хорошо знают образ жизни, культуру и традиции тувинского народа, соблюдают этикет. Например, дедушка и бабушка со стороны отца были чабанами сумона Хөнделең, жили в местечке Алаш, всю жизнь занимались скотоводством. Они передали свой опыт и образ жизни своим детям. Из родных отца четверо держат скот, имеют свое подсобное хозяйство.

Моя мама Алена Дмитриевна работает в школе учителем начальных классов. Родители мамы чабанами не были, но их родители, т.е. бабушка и дедушка мамы занимались скотоводством.

Скот в жизни тувинца играл огромную роль. Тувинцы испокон веков занимались скотоводством и охотой. Земледелие в Туве было слаборазвитым. Поэтому основную их пищу составляли продукты из мяса и молока.

У моих родственников, как и у всех тувинцев, особое отношение к домашнему скоту. Несмотря на чисто рациональный подход к содержанию животных, отношение тувинцев к скоту, особенно к его забою, было наполнено осмысленным содержанием. Поэтому забой особенно крупного рогатого скота сопровождался определенными действиями. Тушу разделывали строго по суставам, не повреждая кость, а ее случайное повреждение, как правило, вызывало упрек.

После того, как использовали мясо на пищу, остаются кости. Большую часть отдавали собакам, но некоторые кости имеют сакральное значение.

Сакрализация костей домашних животных в нашей семье

К наделенным священными свойствами костям тувинцы относили, прежде всего, череп лошади, шейный позвонок, лопатку, локтевую кость и астрагалы.

Чтобы и дети тоже научились уважать скот, детям говорят им такого рода поговорки «Довук хемдиирге, оглу чараш боор, дорзук хемдиирге, аъды чүгүрүк боор» «если глодать коленную чашечку, сын будет красивым, а если – подбедерок, конь будет скакуном».

Среди домашних животных тувинцы больше всех почитали коня. Предки тувинцев вели кочевой образ жизни, и в настоящее время для скотовода лошадь иногда нужнее автомобиля. Конь для скотовода — ничем незаменимый помощник. Поэтому череп лошади никогда не клали на землю, а вешали на ветку (приложение 1)

Также уважение проявляли ко всем видам скота. Например, показывая уважение хозяину юрты и желая возрождения его скота, тщательно объедали мясо с костей, тувинцы говорят «кость дважды не грызут»  [Курбатский, 2001: 281].

У тувинцев есть забытые обряды, связанные со скотом. В их число можно отнести воспевание позвонка, успокоение предмета, использованного при забое скота. Воспевание позвонка в нашем роду уже забытый обряд, а успокоение топора и ножа соблюдается. О значении данного обряда вы узнали из другого источника. Топор, которым был оглушен скот, заворачивали в какое- либо полотнище на три или семь дней. По словам информатора, это объяснялось тем, что после совершенного действия топор становился «тяжелым», «нечистым». Завернув его в полотнище, его «успокаивают», очищают в астральном уровне. На столько же дней, по той же причине заворачивали и нож  [Донгак, 2007: 121]  Из этого можно сделать вывод, что во всех вышеназванных действиях заложен глубокий смысл: уважение и благодарность своему скоту, признание своей вины за вынужденный поступок.

Воспевание шейного позвонка «молдурук алгаары», это действие происходило, когда забивали крупный рогатый скот. Сваренный позвонок подавали тому, кто забил животное.

Обглодав его, он пропускал в позвоночное отверстие пучок травы с салом. Затем расправив траву наподобие крыльев, он брал кость, подходил к двери и, совершая круговое движение по часовой стрелке, произносил призыв благополучия и счастья «Курай, курай, курай!» И, наконец, он клал кость в огонь. При этом приговаривал благопожелания. Смысл этих благопожеланий – это оправдание перед забитым животным и пожелание, что скот будет размножаться.

Как говорит мой дед, воспевание позвонка «хендирбе алгаары» – это тоже своего рода действие, которое выражает уважение к скоту. Показывая на определенные участки, хвалил позвонок:

Эки эзирнин чалгыны       Крылья лучшего орла

Эки эрнин хаваа            Лоб удалого парня

Эки аъттын кулаа         Уши лучшего скакуна

Эдер куйнун аксы        Вход в глубокую пещеру

В нашей семье запрещают есть мун ээги детям. Это последнее ребро, которого называют ложным ребром. Оно не соединено с другими рёбрами. Его тувинцы называю ɵскүс-ээги «ребро-сирота». Как объяснил мне дедушка, этим ребром «кормили» душу умершего на 6-7 день после его смерти, специально пригласив шамана или ламу. Это связано и с тем, что ɵскүс- ээги лежит как бы отдельно от остальных рёбер, а умерший тоже отделился от остальных, от родни. И пришли к такому выводу, что именно такая ассоциация являются причиной «кормления» души умершего данным ребром.

Нас учат, что небрежное отношение ко всему в конечном итоге приводит к нищете. Даже обглоданные кости не выбрасывались. Трубчатые кости разбивали, костный мозг съедали, потом только отдавали собакам, или сжигали в костре. Нельзя было целиком выбрасывать кость с мозгом, иначе, мол, выбросишь свое богатство.

кость «кыры»

У овцы сакральной костью тувинцы считали локтевую кость «кыры». Она, по их верованию, не только приносила счастье и благополучие, но и оберегала хозяев от несчастного случая, поэтому ее вешали над дверью, чтобы зима прошла благополучно. Есть даже такая поговорка: «Кырызыӊза – даа кыры карты кагба, чоксуразыӊза – даа чода карты чиве»( «Мясо локтевой кости всю обглодай даже если сыт, а с нижней кости сначала убери кожу даже если голоден»)

В отношении костей существовали также разного рода запреты. Так, нельзя было одному съедать лопатку, иначе, мол, человек когда-нибудь заблудится. Поэтому мясо от лопатки разделялось между всеми сидящими. Затем тот, кто раздавал мясо, произносил:

Чарын союндаан                 Мясо от лопатки.

Чааскаан чивээн мен.         Я не один ел.

Чанымда эжимге.              О рядом сидящем.

Кара бодап көрбээн мен.   Плохо не думал.

Гадание и использование оберегов присуще всем народам, в том числе и тувинцам. Дети и молодые в основном гадали на астрагалах. А более серьезные гадания совершались на лопатках мелкого рогатого скота или на астрагалах.

Астрагалы для ворожбы не красились. Каждый кажык «астрагал», когда бросают по ворожбе, может показывать то или иное домашнее животное: овцу, козу, корову или лошадь. Немножко стряхнув, осторожно положил их на ковер, если астрагалы не показали четырех разных животных, это означало, что желание не сбудется. Если при ворожбе выпало 4 разных животных, то желание сбудется.

Среди молодых девушек сеть своя ворожба. После того, как съедено мясо хвоста мелкого рогатого скота, кость хвоста разделяют по суставам, а маленькие косточки делят между собой. Каждая девушка как-то приметит свою косточку. Потом всех косточек разложат на полу и зовут собаку. Чью косточку съест собака первой, то «хозяйка» той косточки первой выйдет замуж.

Считается, что в астрагалах хранится души животных. Поэтому запрещалось их выбросить, их собирали и ими играли в разные игры. Когда общее количество астрагалов достигнет тысячи, их закопают в кошаре с пожеланиями, чтоб количество скота достигло до тысячи. И снова начинают собрать астрагалы.

Отношение к лопаточной кости мелкого рогатого скота в нашей семье особое. Ее не выбрасывали, говорят, что с ее помощью гадали, когда что-нибудь пропало.

Гадальщик берет лопату козы или овцы, хорошо очистит ее от пленки. Потом разведет небольшой костер, положат на костер лопату. Через некоторое время обгорелую лопату остудят, берут осторожно и «читают» по линиям, что будет в ближайшем будущем, где находится пропавшее или, что будет с больным и т.д. Тувинцы считали, что гадание на лопате никогда не обманет.

Сакральной считается также локтевая кость мелкого рогатого скота – кыры. У нас дома у входной двери висит камгалал «оберег из кыры и чарын. Он не только приносит благополучие, но и оберегает нас от несчастий. По этой причине локтевую кость овцы, первой забитой на зимнике, вешали над дверью юрты.

По объяснению шамана Хурен-оол Сарыгларовича мы выяснили следующее: после очищения дома над дверью вешали оберег, состоящий из локтевой и лопаточной костей, привязанных разноцветными лентами. Кыры выполняет функцию защитника кызыл арт (букв. красный перевал), т.е. входа, а лопаточная кость выполняет функцию защитника очага. Привязывание их вместе обязательно. Кыры, т.е. локтевая кость, имеет форму закрытой ладони человека, в одном конце есть пять маленьких косточек — коленных берега чашечек. Если эти маленькие косточки убраны, то такое кыры в качестве оберега не использовалось. Кыры как бы на ладони держит вход, не впуская темных сил в дом.

 

Вывод

И у нашей семьи много обычаев, связанных со скотом. В их числе и отношение к сакральным костям домашних животных.

Причина сакрализации некоторых костей выражена в том, что:
1. Проявляют уважение к домашним животным. Это касается обычая особого отношения к черепу коня. Его нельзя класть на землю. У тувинцев даже есть поговорка: «Нельзя ударить голову коня, это равносильно удару головы отца». Этот обычай еще сохранился.
2. Призывают благополучие и желание преумножения скота. К нему относится обычай воспевания позвонка. Крестовую кость дали тому, кто забил животное. Он, похвалив позвонок, читал призыв «курай, курай».
3. Признание своей вины перед скотом. Это выражено в успокоении и очищении предметов, с помощью которых забит скот.
4. Есть ритуальный обычай «кормления» души покойного ложным ребром, т.е. «ɵскүс – ээги». Это ребро запрещается есть детям.
5. Желают приумножения скота до тысячи. Тувинцы астрагалы не выбрасывают, ими играют, а когда количество достигнет тысячи, их закопают в кошаре.
6. Гадают с помощью астрагалов и косточек нижнего отдела позвонка. Данный вид гадания нельзя отнести к серьезным. Потому что по ним гадают только девушки и дети.
7. Гадают на лопате мелкого рогатого скота. Также лопата в качестве оберега является защитником очага.
8. Локтевая кость является оберегом входа в жилище, а шаманы называют вход «кызыл арт». Локтевая кость похожа на ладонь человека, держащую все в кулаке.